Из истории астрологии

Из истории астрологии



Астрология — это учение о влиянии планет и звезд на судьбу человека.


Зарождение астрологии относится к самому раннему периоду истории человечества. Уже в нижнем палеолите люди вели наблюдения за небом и выделили сезоны года. Земледелие, скотоводство и охота требовали внимания к пространственно - временным ориентирам, среди которых важнейшую роль играли небесные явления, и в первую очередь лунные фазы и соотнесение рисунка звездного неба с движением Луны.

Геродот утверждал, что жрецы Египта наблюдали небесные явления на протяжении более 10 тысяч лет, потому что у них сохранились данные о солнечных и лунных затмениях за этот период.

В 1847 г. при археологических раскопках в бассейнах рек Тигр и Евфрат (территория современного Ирака) была найдена библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, который царствовал около 650 г. до н.э. Особый интерес вызывают астрологические тексты «Энума Ану Энлиль» — предзнаменования, собранные более чем за тысячу лет. В клинописных глиняных табличках содержались точные указания на связь между явлениями космоса и соответствующими событиями на Земле.

Астрология, возникшая в глубокой древности, существует до сих пор. Ее достижениями пользовались народы всех великих цивилизаций — шумеры, ассирийцы, вавилоняне, персы, китайцы, египтяне, греки, инки, ацтеки, майя. Астрологические знания отражены в религии и мифологии народов мира, их используют естественные науки, искусство и психология. Астрология была и наукой, и одним из великих суеверий человечества. В древности люди верили, что земная жизнь протекает согласно незыблемым законам космоса, что мир находится в вечном циклическом движении и у него нет ни начала, ни конца и каждое событие в космосе имеет свое отражение на Земле. Так что в астрологии нет случайностей. Все события происходят в строгих рамках космических закономерностей. Взаимное расположение планет и звезд в момент рождения человека накладывает отпечаток на его судьбу и определяет ход всей его жизни.

Предание приписывает изобретение астрологии Сифу, третьему сыну Адама. Считается, что потомки Сифа, зная от Адама, что мир погибнет от воды и огня, воздвигли на территории Сирии две колонны, на которых вырезали знаки зодиака и все накопленные ими астрологические знания. Поэтому после Всемирного потопа они не были утеряны.

Как наука астрология возникла за пять тысячелетий до нашей эры в Месопотамии. На этой земле жило много разных народов: сначала шумеры, затем вавилоняне, ассирийцы, персы. Именно там была воздвигнута легендарная Вавилонская башня.


Самые древние из найденных работ по астрологии — это таблицы Саргона из Эгеди, жившего за 3800 лет до Христа.


Часть найденных текстов расшифрована и свидетельствует о большом значении, которое придавали астрологии шумеры. Русский астролог С.А. Вронский, живший в Риге в начале XX в., отмечал, что все важнейшие события в жизни древнего государства — начало военных походов, назначение важнейших государственных деятелей и духовных лиц, строительство дворцов и храмов — происходили в строгом соответствии с астрологическими законами. И со временем культура шумеров стала проникать из Месопотамии в другие земли.

Нужно признать, что шумерская астрология отличалась достаточно высокой точностью вычислений. Воля звездных божеств по отношению к Земле и ее обитателям ежедневно внимательно прочитывалась жрецами по взаимному расположению небесных светил и передавалась земным властям для исполнения. Основными инструментами такого анализа служили циркуль, линейка и визир. С их помощью были вычислены орбиты семи планет. Закономерности движения этих планет были положены в основу астрологической системы, дожившей до наших дней. Все небо было разделено на 12 секторов — 12 мест пребывания Солнца и остальных планет в течение года. Так родилось учение о 12 знаках зодиака и 28 «стоянках» Луны.

Также шумеры знали, что начало весеннего равноденствия передвигается каждые 72 года на 1 градус, что движение «большого небосклона» образует космические века. Они знали, что живут в космическом веке, который находится под влиянием Близнецов. За ним последовал космический век Тельца, когда поклонялись Солнцу и Золотому Тельцу. Затем наступил век Овна — эпоха завоеваний Александра Македонского и римлян. И наконец, с наступлением века Рыб зародилось христианство.

Шумеры имели представление о гармонии и дисгармонии небесных сфер и по особым признакам вычисляли законы их существования. Свои представления о строении мира шумеры заимствовали у еще более древних народов и передали их вавилонянам и ассирийцам, которые усовершенствовали эту систему знаний.

Таким образом астрология шагнула за пределы Двуречья и перешла к другим народам. Особенно широко она была распространена в Египте, Греции, Персии, Индии и Китае. Когда Александр Македонский победил персидского царя Дария III, триумфатору преподнесли рукописи астрологических работ вавилонцев, охватывающие около 1900 лет. Начиная с 2230 г. до н.э. в них содержалась информация о восходе и заходе планет относительно Солнца, новолуниях, полнолуниях, затмениях и другие данные. Иными словами, ученые в давние времена имели практически полные знания о движении планет.

Правители Древней Персии астрологию признавали и пользовались ее достижениями. Сам Заратуштра занимался ее изучением и стал признанным предсказателем. Персидский философ Аль Хаким, или Мудрый, вел все свои дела в соответствии с астрологическими данными. Его перу принадлежит книга, в которой рассказывается о взаимовлиянии планет.

В древности астрология в форме государственной религии распространилась по всей Восточной Азии и через Тихий океан проникла в Южную и Северную Америку.

 

Египет

 

Около 2400 г. до н.э., во времена наивысшего расцвета культа Солнца и Золотого Тельца, в Египте наблюдается новый виток развития астрологии.

Архитектор и строитель Великой пирамиды Ефилимон основал собственную астрологическую школу. Египтяне читали судьбы людей, государств и народов по взаиморасположению планет в знаках зодиака. Тексты, похожие на «ежедневные прогнозы», встречались уже во времена 12-й династии египетских фараонов.

В Египте мы находим и следы влияния вавилонских астральных представлений. Геродот пишет, что у египтян год состоял из 365 дней и каждый из них был посвящен своему божеству. Зная точную дату и время рождения человека, можно было дать довольно четкие указания на то, что может ожидать его в жизни, стоит ли ему браться за то или иное дело, какое ремесло или вид деятельности ему больше всего подходит. Слова Геродота подтверждал и Пифагор, который сам прекрасно знал астрологию и преподавал эту науку своим ученикам.

В Древнем Египте получили развитие представления о благоприятных и несчастливых днях календаря, в хронометрических целях велось наблюдение за звездами.

Александрия Египетская, основанная в 332 г. до н.э. Александром Македонским, стала пристанищем многих выдающихся ученых античного мира. На протяжении пяти веков большинство астрологов работало в Александрии.

 

Древнееврейская астрология 

 

В Ветхом Завете астрологические сведения почти отсутствуют и резко осуждается гадательная практика, распространенная у соседних народов. Во Второзаконии сказано: «Не должен находиться у тебя <...> прорицатель, гадатель, ворожея, чародей Ибо мерзок перед Господом всякий делающий это» (Втор. 18: 10-12).

Во время изгнания и вавилонского плена, в царствование Навуходоносора, древние евреи все же познакомились с астрономией и астрологией. Но по-настоящему они занялись астрологией с возникновением диаспоры в начале II в. н.э. в Южной Испании. Еврейские ученые тесно сотрудничали с арабскими и христианскими исследователями. Медицина, математика и астрология развивались в единстве, и считалось, что каждый орган человеческого тела, каждое растение соотносятся с каким - либо знаком или планетным влиянием.

В работах еврейских ученых Авраама бен-Давида и Нахманида (XIII в.) утверждалось, что человеческая судьба всецело подчинена движению небесных тел.

Наиболее ярко иудаистский подход к астрологической науке проявляется в Каббале. В комментариях Моисея Левнского (XIII в.) сказано: «Имеется семь планет, которые соответствуют семи небесам, и ими управляется мир. "Да будет свет" соотносится с Луной, "да будут светила на тверди небесной" соотносится с Солнцем. Планеты определяют времена года, священные праздники, новолуния, субботы. Над ними пребывают сверхъестественные миры. Есть два мира — высший и низший, из которых низший построен по образцу мира высшего».

 

Эллада

 

В Элладе существовало несколько астрологических систем. Самой древней из них была система вавилонская, большое значение придававшая семи планетам, особенно Луне. Греки, как и вавилоняне, изучали и толковали небесные знамения, но они назвали каждую из семи планет именем бога и наделили планеты «характерами» этих богов, хорошо известными нам по мифам.

В Древней Греции в период наивысшего расцвета ее культуры и могущества многие из философов были астрологами. Анаксагор всю жизнь посвятил изучению астрологии. Ею занимались также Пифагор, Платон, Аристотель и Прокл. Гиппократ, «отец» медицины, провозглашал, что «человек, игнорирующий астрологию, по заслугам может быть назван дураком, а не врачом». Греческие ученые были широко известны в Древнем мире. Они пропагандировали учение «о влиянии планет на нашу Землю» как в устных беседах, так и в многочисленных трудах, которые, к сожалению, почти не сохранились. Так, до нас дошли фрагменты сочинений Гераклита Эфесского (540-480 до н.э.), в одном из которых говорится об астрологии: «Все находится в вечном движении, и единственный способ продолжения жизни — это постоянное изменение».

Пифагор из Самоса, знаменитый философ, математик и астролог, основал в 532 г. до н.э. в городе Кротоне философскую школу, где проповедовалось космологическое учение. Его главные положения базировались на знании законов движения небесных тел.

Ученик Сократа философ Платон (427-347 до н.э.), основатель знаменитой академии в Афинах, также много внимания уделял астрологической науке. В его сочинениях мы находим отголоски астрономических представлений древних вавилонян, однако именно ему принадлежит одно из важнейших открытий — исчисление продолжительности полного оборота небесного полюса вокруг эклиптики, который длится 25 920 лет. Цикл прецессии с тех пор так и называется «Платоновым годом».

Знаменитые философы Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий приводили доказательства влияния процессов, происходящих во Вселенной, на жизнь каждого человека.

Древнегреческий астроном Гипарх (199-125 до н.э.) усовершенствовал методику расчета видимого движения Солнца и Луны, составил каталог положений 850 звезд и разделил их на шесть классов. Римским императорам, в том числе Юлию Цезарю (100-44 до н.э.) и Октавиану Августу (63-14 до н.э.), составляли гороскопы. Император Тиберий был окружен сонмом лучших астрологов того времени и сам блестяще владел предметом.

Труд знаменитого древнегреческого ученого Клавдия Птолемея (100-165) по астрологии «Тетрабиблос», в котором он использовал древние названия двенадцати знаков зодиака, много сотен лет занимал особое место среди астрологических сочинений древних народов и считался настольной книгой всех астрологов последующих поколений.

В 815 г. по приказу седьмого багдадского калифа аль - Мамуна Аббасида, прекрасно разбиравшегося в литературе и науке, были переведены на арабский язык астрологические работы Птолемея.

В средневековую Европу работы Птолемея вернулись в переводе с арабского на латынь в XIII в. Перевод был сделан по указу Альфонса X, короля Кастилии, который приказал издать эти сочинения в Испании. В 1538 г. полный текст работ Птолемея был опубликован в Базеле.

 

Древний Рим

 

В Древнем Риме наука о звездах была популярна как среди правящей элиты, так и у широких слоев населения. В частности, астрология играла немалую роль во время Второго сицилийского восстания рабов (104-99 до н.э.). Его лидер, киликиец Афенион, был пастухом у двух очень богатых братьев. Он не только являл собой образец бесстрашного борца, но и был, по свидетельству историка Диодора Сицилийского, знатоком астрологии. Очевидно, он воспользовался своей репутацией астролога, убедив других рабов, что восстание ждет «неминуемый» успех. Говоря о себе, Афенион «утверждал, что боги через звезды открыли ему, что он станет царем всей Сицилии». И это утверждение чуть не стало реальностью. Отряды Афениона практически захватили Сицилию и почти заставили капитулировать Мессину. Но в поединке с консулом Манием Аквиллием Афенион был убит. После его смерти восстание было быстро подавлено.

В конце I в. одним из самых прославленных астрологов Римской империи стал Асклетарион. Особенно будоражили народ точные предсказания смерти, которые он делал самым разным людям.

В августе 96 г. император Домициан узнал, что Асклетарион пророчествует ему скорую смерть. Домициан сам занимался астрологией и подобный прогноз напутал его. В гневе он приказал арестовать предсказателя.

Светоний в «Жизни двенадцати цезарей» пишет, что на Асклетариона «донесли, будто он своим искусством предугадывает и разглашает будущее, и он не отрицал; а на вопрос, как же умрет он сам, ответил, что скоро его растерзают собаки. Домициан приказал его умертвить, но для изобличения лживости его искусства похоронить с почестями. Гак и было сделано; но внезапно налетела буря, разметала костер, и обгорелый труп разорвали собаки».

Это событие, по свидетельству историка, настолько сильно потрясло императора, что, не прожив и месяца, он умер. Причем точно так, как предсказывал Асклетарион.

Среди знаменитых людей Древнего Рима поклонниками астрологии были Виргилий, Цицерон и Гораций.

 

Индия

 

Анализ священных гимнов «Ригведы» и «Авесты», содержащих космогонические системы древних индоевропейцев, позволил установить время их создания — около 12 тысяч лет до н. э. В «Ригведе», самом раннем из древнеиндийских текстов, звездное небо разделялось на 28 участков.

В индийских календарях с VI в. до н.э. в названиях дней недели (она состояла из 7 дней) стали использовать имена семи подвижных светил, в том же порядке, что и в Египте.

Предположительно I в. н. э. датируют создание «Гаргасамхиты» — полного собрания астрологических предзнаменований на санскрите. Новый этап в развитии астрологических методик в Индии был связан с установлением торговых контактов с эллинистическим миром в начале нашей эры. Во П-Ш вв. на санскрит были переведены несколько астрологических работ о составлении гороскопов — науки в Индии доселе неизвестной. Походы Александра Македонского и вторжение греческой культуры принесли с собой систему из 12 знаков зодиака, что дало начало гораздо более сложной технике астрологических исследований. Несколько изменилась символика двенадцати знаков: Овен или Коза, Телец, Пара, Краб, Лев, Дева, Весы, Скорпион или Пчела, Лук, Морское Чудовище или Антилопа, Котелок, Рыбы.

Индийская астрология вступила в пору своего расцвета в IV в. С тех пор она проникла во все слои общества и по сей день продолжает расширять свое влияние. В индийской цивилизации, в отличие от европейской, между наукой, религией и философией никогда не проводилось резкой черты. Поэтому астрология в основе своей тесно связана с мистическими понятиями индуизма, в частности с кармой и реинкарнацией (переселением душ).

Астрология индусов невероятно сложна, поскольку учитывает огромное число факторов, требует сложных вычислений и предполагает использование особых методов. Большинство индусских астрологов применяют очень древние гороскопы, написанные на пальмовых листьях. Эти гороскопы содержат 3600 типов судьбы на каждый день, т.е. по 150 на час. Выбирая нужную справочную карту в соответствии со временем и местом рождения клиента, астролог выводит на ее основе психологические характеристики личности и дает довольно точные предсказания.

 

Китай

 

Термин «астрология» несколько вводит в заблуждение. Китайские искусства предсказания будущего и расчета судьбы едва ли можно сравнить с западной астрологией.

В целом можно сказать, что разные школы искусств гадания (предсказаний, толкований) были очень популярны в Китае с незапамятных времен. Особенно большое влияние как на личную жизнь, так и на политические события имели специалисты по расчетам судьбы в Императорском Китае. Разные способы толкования в течение тысячелетий все больше влияли друг на друга. Они слились с традиционными китайскими науками и стали называться «искусством квадрата» или «искусством методов» — фан-шу.

В отличие от более фаталистичного западного взгляда на судьбу, в Китае считается, что человек способен на нее влиять, если знает, благоприятный или неблагоприятный период его ждет, поэтому прогнозирование судьбы, основанное на данных календарей, на знании о влиянии космических и земных сил, популярно в этой стране до сих пор.

Китайские календари предсказаний существенно отличаются от календарей, принятых в западном мире. Они включают: лунный календарь (по нему год начинается каждый раз во второе новолуние после зимнего солнцестояния); солнечный календарь; календарь Десяти тысяч лет (Вань Нянь-ли). Последний является календарем толкований и включает в себя, помимо дат западного календаря, лунный календарь, данные о солнечных циклах, астрологические показания для часа, дня, месяца и года и другие данные.

«Духи животных 12-летнего цикла» (по-китайски «шиэр- шэнсяо шэнь») - лишь один из методов очень сложной китайской системы прогнозирования судьбы. Но поскольку именно он стал известен в западном мире, а также у нас в стране, мы остановимся на нем подробнее.

Он основан на большом 60-летнем цикле, разделенном на пять малых по 12 лет. Каждый год находится под покровительством одного из животных.

Легенда рассказывает, как, готовясь покинуть этот мир, человек, некогда бывший принцем Сиддхартхой, призвал всех животных, чтобы проститься с ними. Но явились на зов только 12. Прощаясь, каждому из них поручил Будда править на земле в течение года именно в том порядке, в котором они пришли: вначале — Крыса, затем — Бык, далее — Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан.

Эти мифологические животные олицетворяют космические влияния, проявляющиеся в том или ином году, формирующие характеры людей, родившихся в это время, во многом определяя их судьбу. Сочетание европейского зодиакального знака с первоэлементом дает более конкретную характеристику человеку.

Китайская астрология оказала огромное влияние на все восточные системы.

 

Тибет и Монголия

 

Астрология складывалась на протяжении веков, ее развитие происходило на фоне взаимодействия культур, народы Земли заимствовали знания друг у друга. Поэтому не приходится удивляться, что во всех традициях, сохранившихся до наших дней, названия зодиакальных созвездий, характеристики планет, принципы математических вычислений, астрологические циклы практически идентичны.

В трудах тибето-монгольских астрологов использованы математические методы изучения движения звезд и планет. Ученые составляли календарные циклы сельскохозяйственных работ, давали советы по устройству жизни. Во вводной астрологической части к календарю авторы давали краткие сведения о себе, о дате создания книги, освещали основные события религиозной и светской жизни, а также историю своего монастыря. Подробно описывалось положение Луны, Солнца и пяти планет в году составления календаря, указывались даты затмений, давался прогноз погоды на год вперед, определялось, урожайным будет год или нет, количество осадков и т.д.

В Тибете астрологические знания тысячелетиями передавались от учителя к ученику, и эта традиция сохранилась до наших дней. Многие методы вычислений и трактаты, в силу определенных причин утраченные другими астрологическими школами, были сохранены в горных монастырях Тибета. Самые старые письменные источники относятся к VII в. До этого времени астрологическое знание передавалось в устной форме. Тибетская астрологическая система испытала влияние соседних Китая, Индии, Персии и Греции, а также философии буддизма. В ней сохранилось представление о пяти элементах (Дереве, Огне, Земле, Металле и Воде), а также о фазах Луны и Солнца. В VI в. тибетский правитель Намри Сонгцен отправляет в странствие по миру четырех ученых с целью изучения астрологии.

При короле Трисонге Децене (742-810) астрология объединилась с буддистской философией и родилась концепция, что элементы в их чистом виде являются основой всей жизни во Вселенной и что те же самые элементы в их нечистой форме являются ядами для тела.

 

Америка

 

Археологические находки в странах Центральной Америки позволяют утверждать, что в древних индейских цивилизациях у ольмеков и майя — уже в первой половине 1-го тысячелетия до н.э. были разработаны основные методы оригинальной астрологической традиции, которые переняли и совершенствовали разные народы этого региона вплоть до пришествия конкистадоров.

Ацтеки, чья цивилизация была уничтожена в начале XVI в., тоже использовали методику предсказаний, унаследованную от     древних народов Центральной Америки. Ацтеки разработали календарь, состоявший из двух параллельных циклов — гражданского и ритуального.

Ритуальным календарем пользовались жрецы, чтобы предсказывать судьбу человека или исход важного события, вычислять благоприятные дни. В основу священного календаря был положен 20-дневный цикл. Каждый из 20 знаковых дней имел свой символ: Крокодил, Ветер, Дом, Ящерица, Змей, Смерть, Косуля, Кролик, Вода, Собака, Обезьяна, Трава, Тростник, Ягуар, Орел, Гриф, Землетрясение, Кремень, Дождь и Цветок. Каждым днем управлял бог или богиня, наделяя его своим характером.

Кроме знаков, ацтеки учитывали четыре стороны света, которым приписывали специфическое значение. Таким образом, 20 знаков были разделены на четыре ряда по пять знаков. Каждому ряду соответствовало одно из направлений: Север, Юг, Восток или Запад.

Год был разбит на группы по 13 дней, каждой из которых тоже управляло свое божество. Благодаря сочетанию дня-символа с числом недели — от 1 до 13 — все дни в году получали уникальную характеристику.

Ацтеки также пользовались солнечным (или сельскохозяйственным) календарем, в котором было 365 дней, разделенных на 18 месяцев по 20 дней, что составляет 360, а также 5 дополнительных дней, считавшихся несчастливыми. Каждый четвертый год был високосным: к нему прибавляли еще один день.

Особое развитие у ацтеков получил культ планеты, которую мы называем Венерой, а они посвящали могущественному божеству Кетцалькоатлю — Пернатому Змею. Одновременно утренняя звезда и вечернее светило, Венера была символом жизни и смерти.

Ацтекские астрологи установили, что 8 годичных циклов Венеры соответствуют 5 солнечным годам. Каждые 65 солнечных лет (т.е. 104 года Венеры) 13-летний и 5-летний циклы совпадают, и это придает особую важность 65-летнему циклу.

 

Византия

 

В эпоху раннего Средневековья центром христианского мира, в котором астрология продолжала свое существование, была Византия.

Характерно, что византийцы мало занимались астрономическими наблюдениями, но при этом «наука о звездах» имела широкое распространение в византийском обществе. Авторы хроник приводят многочисленные примеры значительного влияния астрологов на население империи, которое далеко не всегда было положительным. Гак, например, Агафий Миринейский (536-582) описывает истерию, которая охватила жителей столицы из-за серии землетрясений и пророчеств астрологов, предсказывавших чуть ли не гибель мира.

Власти и Церковь боролись с астрологией. Особенно сурово преследовал астрологов Юстиниан I (482-565). Василий Великий называл астрологию тщетой и суетой. Но, несмотря на преследования астрологов, отдельные деятели Церкви (Ориген, Иоанн Дамаскин) верили во влияние звезд на судьбу человека. Многие государственные мужи перед принятием важных решений обращались за советом к астрологам. Таким образом, несмотря на вековую борьбу Церкви и государства против астрологов, вера в прямое и косвенное влияние небесных светил на земные дела, на судьбы людей и стран оставалась неискоренимой.

Астрология была включена в программу византийских школ наряду с астрономией. В Александрии ее считали частью философии.

С большим увлечением занимался астрологией выдающийся византийский ученый Лев Математик (ок. 790 — после 869). По сообщению хронистов, с помощью своих знаний он сумел предотвратить голод в Фессалониках, посоветовав жителям города произвести посев в точно указанный им день, что позволило вырастить обильный урожай. Лев Математик написал ряд работ, посвященных проблемам астрологии.

Известным астрологом своего времени также был Демофил (X в.). Он является автором нескольких гороскопов, дошедших до нашего времени.

 

Россия

 

На Русь астрология проникла из Византии вместе с христианством. Первые астрологические книги были переводами с греческого. Позднее появились переводы и компиляции латинских, немецких и польских астрологических сочинений. Астрономические и астрологические сведения приводятся в одном из самых ранних памятников русской письменности — Изборнике Святослава (1073). Собственно астрологическая литература известна на Руси с XIV в. Как и в Европе, на Руси Церковь относилась к подобным сочинениям крайне отрицательно, считая их «ложными» книгами. В них видели суеверие, которое в те времена отождествлялось с ересью и бесовским прельщением. В Паисиевском сборнике (конец XIV в.) среди прочих «ложных» книг упоминаются «Остронумея» и «Звездочетья».

В Новгороде в конце XV в. занятия астрологией получили широкое развитие, когда туда приехал на жительство выходец из Киева Скара (или Схария), знаток чернокнижия и астрологии. Он приобрел немало последователей среди образованных новгородцев.

Стоглавый собор, собранный по повелению Ивана IV Грозного, наряду с церковными апокрифами осудил и гадательные книги, в числе которых было много астрологических или связанных с астрологией сочинений. Сам Иван Грозный отказался принять от датских послов часы, поскольку на них были аллегорические изображения планет. Однако отец Ивана IV — Василий III — проявлял интерес к астрологии. Его личным врачом был Николай Немчин (Булев), который занимался астрологией и распространял свои взгляды среди московских бояр. Да и Иван Грозный, несмотря на свое неприятие суеверий, вероятно, интересовался астрологией и гаданиями. Во всяком случае, при дворе долгое время находился Елисей Бомелий, о котором сохранились сведения как о «лютом волхве». По свидетельству английского посла Горсея, перед кончиной Грозного в Москву были свезены более 60 лапландских волхвов, которые предсказывали ему по звездам.

В XVII в. астрологическая литература расцвела в России пышным цветом. Многие выдающиеся и образованные люди занимались или интересовались астрологией. В их числе были и царствующие особы.

По приказанию царя Алексея Михайловича служивший при его дворе немецкий врач Андреас Энгельгард познакомил царя с основами этого учения. Причиной интереса Алексея Михайловича к астрологии послужило появление кометы 1664 г. и последовавшая за ним эпидемия чумы в Англии.

Интересна история о том, как домашний учитель и наставник царских детей Симеон Полоцкий предсказал по звездам рождение Петра I. Одиннадцатого августа Симеон усмотрел по звездам, что в утробе царицы Наталии Кирилловны зачался великий государь.

На следующее утро Полоцкий поздравил царя с зачатием сына, который должен родиться 30 мая 1672 года, при этом астролог поднес Алексею Михайловичу гороскоп младенца, где предсказывал ему будущее великого монарха. Родители очень обрадовались, но все же к Полоцкому были приставлены четыре урядника, которые стерегли предсказателя, пока беременность царицы не обнаружилась явно.

После этого Симеон оказался в большой чести при дворе, и ему было приказано быть у царского стола. Когда же царица родила сына, царь щедро наградил Симеона золотом, бархатом и собольими мехами.

Существуют рукописные сборники «народной» астрологии с рекомендациями на каждый день. Первый «научный» астрологический «Алманак» относится к началу XVI в., ко времени правления великого князя Василия III.

ервый астрологический календарь, по которому можно было делать предсказания на любое число месяца, был напечатан в виде таблиц при Петре I. Он выходил под наблюдением сподвижника императора известного ученого Якова Брюса.

 

Западная Европа

 

После падения Западной Римской империи в 476 г. на Европу опустилась тьма: тотальный запрет на светские науки и образование затронул и астрологию. Однако древние знания сохранились в монастырских библиотеках. Астрология того времени базировалась на несистематических наблюдениях за небесными явлениями — фазами Луны, затмениями и кометами — и на соотнесении с планетами различных чисел, растений, минералов, дней недели и т.д.

Одним из ведущих ученых того времени был англо-саксонский летописец Беда Достопочтенный (672-735), который отмечал время появления разных комет (включая комету 729 г., на которую Беда возложил ответственность за смерть короля Нортумбрии Озрика и вторжение сарацинов в Галлию).

В ходе восстановления контактов с арабским миром оживились науки. Были сделаны переводы сохранившихся там астрологических текстов. К XI в. астрология прочно утвердилась, и европейскими астрологами были написаны первые оригинальные тексты. Испанскими, арабскими и еврейскими учеными были разработаны таблицы движения планет, которые получили название «Альфонсинских таблиц» (поскольку они были сделаны по приказу Альфонсо X Кастильского). На протяжении нескольких веков астрологи Европы пользовались ими для составления гороскопов.

Альберт Великий (1183-1280), монах-доминиканец, философ и теолог, преподаватель Парижского и Кельнского университетов, прославился в том числе и своими познаниями в астрологии. Есть свидетельства, что большой известностью в качестве астролога пользовался и один из его лучших учеников, знаменитый теолог Фома Аквинский (1225-1274).

В эпоху позднего Средневековья и начала Нового времени астрологией занимались многие известные личности. Так, королева Елизавета I поддерживала «своего хорошего мудрого доктора Дилона Ди». Астрологии отдали должное Бэкон и Кеплер, Ньютон и Фламстед.

Последний — будучи королевским астроном Англии — составил гороскоп, чтобы определить наиболее благоприятное время для заложения первого камня Гринвичской обсерватории. Карл I обучался принципам астрологии у сэра Элиаса Ашмола, основателя знаменитой библиотеки в Оксфорде.

В 1644 г. астролог Уильям Лилли опубликовал некоторые предсказания, сделанные им при изучении небес. В 1647 г. он посоветовал королю Карлу I найти «надежное место для того, чтобы спрятать его королевское величество». Король консультировался с ним снова в 1648 г., но в обоих случаях пренебрег его советами. Тем не менее, писал Лилли, «в этом году государственный совет дал мне деньги, 50 фунтов, и назначил пенсион в сотню фунтов стерлингов в год, которые я получал два года, но не больше».

В 1651 г. Уильям Лилли предсказал, что в 1666 г. в Лондоне должен произойти большой пожар. На одной из его публикаций были изображены два близнеца (Близнецы — знак зодиака Лондона), погруженные в пламя. 2 сентября 1666 г. в одной из лондонских булочных произошло возгорание. Поначалу ничто не предвещало трагических событий, но пламя разбушевалось с такой силой, что город буквально выгорел дотла. Лишь по счастливой случайности почти никто не погиб. Тут и вспомнили о предсказаниях астролога.

Совпадение было столь пугающе очевидным, что молва обвинила его в предумышленном поджоге. Уильям Лилли был вызван для дачи показаний в специальный комитет Палаты общин английского парламента. Его спрашивали, сможет ли он пролить свет на причину пожара, коль скоро его наука предсказала этот пожар, может ли он в соответствии с этой наукой сказать, случился ли пожар по злому умыслу или случайно. Лилли ответил, что он не сможет дать Комитету хоть сколько-нибудь удовлетворительного ответа. Он сделал вывод, что пожар начался «по указанию самого Бога, но какие инструменты он употребил для этого, я несведущ».

В конце концов астролога отпустили ввиду явного отсутствия улик. Позже он сказал: «Комитет был весьма удовлетворен моим ответом и отнесся ко мне с большим уважением». Это было, по общему признанию, наиболее знаменательное предсказание, а сам этот случай «увеличил уважение к астрологии в огромной степени».

До XVII в. астрология в Европе официально считалась наукой, ее изучали в университетах, специальных школах. Однако были и те, кто смеялся над предсказаниями. Таким был, например, любимец французского короля Людовика XIII Анри д’Эффиат. Весельчак потребовал от ведущего астролога того времени Иоханнеса Морина (1583-1659) сведения о своей кончине. Поначалу Морин отказался называть ему дату смерти, поскольку, согласно негласному астрологическому кодексу, астролог не имеет права ее сообщать.

Но после того, как Анри стал высмеивать его как обманщика и шарлатана, Морин предсказал ему, что тот умрет позорной насильственной смертью. На королевских пирушках д’Эффиат всем рассказывал об «идиотском» прогнозе Морина, вызывая бурный смех присутствовавших. Кто мог подумать, что этого королевского любимца казнят всего лишь через три года! Способствовал этой казни кардинал Ришелье, который впоследствии пригласил Морина в качестве личного астролога.

Научные открытия XV-XVI вв. имели печальные последствия для астрологов, играющих важную роль при дворах. Известнейший астроном и астролог своего времени Николай Коперник (1473-1543) в учении о гелиоцентрическом строении мира перевернул старое представление об устройстве космоса и «поставил Землю на свое место, а Солнце — на свое». Это был переворот в науке, ставший крупнейшим событием своего времени. Но поскольку астрология базируется на геоцентрической теории, многие именитые астрологи были отстранены от должностей и утратили влияние на общественную и политическую жизнь. Несмотря на то что открытие Коперника совершенно не изменило существующие астрологические правила и вычисления, астрология постепенно стала утрачивать былую славу. Естественные науки вошли в «оппозицию» к астрологии, критикуя ее как «звездную религию».

В итоге многие стали считать астрологию суеверием.

С эпохи Коперника начало свой победоносный путь новое, материалистическое, мировоззрение. Каждое десятилетие дарило открытие доселе неизвестных физических законов. Новая небесная механика уже не имела ничего общего с тысячелетним опытом древних шумеров, вавилонян, египтян, древних греков и римлян, майя и ацтеков. Те из астрологов, которые, рискуя жизнью, остались верны своей науке, продолжали искать истинную причину космических влияний на Землю с ее обитателями, полностью отделились от астрономов и с тех пор шли самостоятельной дорогой.


Многие из них попали на эшафот или были сожжены на кострах, но астрология не погибла — она продолжала существовать. Только теперь центральной фигурой астрологии стал уже не властитель или государство, а отдельный человек со своими надеждами и чаяниями, идеями и планами, талантами и способностями, словом, со всей своей судьбой.

В XVI в. на европейском небосклоне взошла звезда гениального астролога, пророка и алхимика, врача, поэта и ученого Мишеля Нострадамуса (1503-1566). Его «Пророчества» о ходе всемирной истории сразу обрели неслыханную популярность, которая не утратила своего значения до наших дней.

Сочинении Нострадамуса изучали короли и кардиналы, вожди французской революции и инквизиторы, а также Наполеон и Гитлер.

Не меньшую славу обрел его младший современник Иоганн Кеплер (1571-1630), усиливший научную сторону астрологии. Один из известнейших астрономов и астрологов своего времени, Кеплер открыл законы движения планет. Астрологической практикой он начал заниматься с 1608 г. и за свою многолетнюю деятельность составил гороскопы многим известным людям, в том числе полководцу тридцатилетней войны Альбрехту фон Валленштейну, императору Рудольфу II и многим другим. Его заслуга перед научной астрологией состоит и в том, что он одновременно с датчанином Тихо Браге начал применять в астрологии астрономические вычисления. Этим они сильно укрепили научный фундамент астрологии. Кеплер изложил свои познания в капитальном труде «Гармония мира».

От этого труда до нас дошли лишь карты гороскопов, в том числе и гороскоп Валленштейна.

В древности астрология нередко считалась «наукой наук», которая была известна только мудрецам античного мира, и познавать ее могли лишь избранные. Но после того как астрологические сведения «просочились» в народные массы, особенно после опубликования трудов александрийских ученых и Клавдия Птолемея, астрология стала утрачивать ореол «высшей мудрости» и в конце концов превратилась в «ярмарочную астрологию», потеряв свой когда-то неоспоримый авторитет. Одной из причин возникшего недоверия к астрологии стала бытовавшая система упрощений.

Кроме того, в рукописях было допущено немало ошибок полуграмотными и некомпетентными переписчиками. Появлялись и сочинения честолюбивых фальсификаторов, умышленно создававших подложные предсказания.


Тем не менее в XVI-XVII вв. в Европе работали люди, деятельность которых не позволила астрологии погибнуть окончательно. Немалая заслуга принадлежит в этом Галилео Галилею (1564-1642), итальянскому астроному, одному из основателей естествознания. Галилей был страстным защитником новой космологии Коперника и искусным астрологом. Составив собственный гороскоп, он предсказал себе тяжелейшую глазную болезнь, и действительно ослеп в 1637 г. Дело «величайшего еретика» XVII в. было пересмотрено Римской католической церковью только в октябре 1980 г. Римский папа Иоанн Павел II заявил, что состоявшийся в 1633 г. суд инквизиции над величайшим астрономом и математиком был несправедливым, и Галилео Галилей был реабилитирован.

Известнейший врач первой половины XVI в. Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм — Парацельс (1493-1541) — с успехом применял обширные астрологические познания в лечебной практике.


Целый ряд философов были не только сторонниками научной астрологии, но и сами занимались астрологической практикой. Среди них родоначальник английского философского материализма Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и нидерландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (1632-1677). Они считались искусными астрологами и много работали с гороскопами, изучая влияние аспектов планет Меркурия и Юпитера в области коммерческой деятельности.

Немецкий философ-идеалист Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), состоявший с 1677 г. и до конца своей жизни на службе у ганноверских герцогов, был придворным библиотекарем и историографом, тайным советником юстиции и астрологом. Он составлял гороскопы многим высокопоставленным лицам Германии.

В 1700 г. он был избран первым президентом Берлинского научного общества (позднее — Академии наук). Его астрологическое учение о метеорологии с большим успехом применяется до сих пор как в самой Германии, так и далеко за ее пределами.

Август Вильгельм Шлегель (1767-1845), немецкий философ, переводчик и драматург, и его современник Фридрих фон Харден - берг (1772-1801), более известный в истории мировой культуры как Новалис — поэт и философ немецкого романтизма, много занимались практической астрологией.

Пытаясь найти причины своих многочисленных болезней и частичной слепоты, обратился к астрологии и немецкий философ, физик, один из основоположников экспериментальной психологии и эстетики 1устав Теодор Фехнер (1801-1887).


Астрология привлекала многих знаменитых людей. Среди них великий Гете, Вальтер Скотт, Стендаль. Все они интересовались астрологией, составляли гороскопы и сверялись с ними в различных жизненных ситуациях.


Хорошо известно, как Наполеон, когда еще был «рядовым маленьким капралом», попал однажды на чердак старого монаха Пьера ле Клера, где увидел астрологическую карту своей жизни. Он был поражен картиной своего будущего, развернувшейся перед ним.

Есть документальное подтверждение того, что за несколько дней перед знаменитым государственным переворотом, который сделал его Первым консулом, Наполеон вновь посетил этого монаха и узнал у него, какой день был бы наиболее благоприятным для попытки выступления, от которого так много зависело. Несколькими неделями позже, когда Наполеон поднялся на трон, он разыскал монаха и вознаградил его пожизненным пенсионом и комфортабельным домом в пределах дворцовых земель Версаля.

За неделю до Ватерлоо старый монах, превозмогая слабость, вознамерился найти Наполеона и подать ему гороскоп, показывающий фатальные дни, ожидающие императора. Он достиг штаба Наполеона в ночь перед битвой. Можно только предполагать, каковы были бы последствия этой встречи, но ей не суждено было состояться... Отверженный, получивший пощечину от грубых часовых, старик не сумел доставить свое послание. Через день после «отступления» Наполеона мертвое тело монаха было найдено в канаве.

Рука даже после смерти удерживала роковой гороскоп, разорванные страницы которого до сих пор сохранились в архивах Парижа.

В конце XIX в. вновь возникший интерес к астрологии прокатился, как гигантская волна, по Англии, Голландии, Франции, Германии и другим странам. Англичанин Алан Лев (1860-1917) начал издавать свой многотомный труд по астрологии, который сразу же был переведен на несколько языков. По нему училось молодое поколение астрологов как в Европе, так и в Америке. Его ученики постепенно расширяли и дополняли этот труд. Деятельность Алана Лев была продолжена Паулем Фламбартом, Эрнстом Крафтом, Вальтером Кохом. Вся классическая астрология была подвергнута строжайшей ревизии. Из ее огромного арсенала было взято только то, что не противоречило разуму и логике. В основу новой астрологии были положены труды Птолемея, Фирмика Матерна, Иоханнеса Морина и других «классиков» астрологии, но со временем на основании статистики, собственного опыта астрологов была выработана новая система обозначений и методы прогнозирования.


От древней астрологии остались лишь названия и некоторая символика.


В романтической, мистико-философской Германии для астрологии всегда была благоприятная почва. Проявляли большой интерес к звездам и лидеры национал-социалистического движения, в частности рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, министр пропаганды Йозеф Геббельс, шеф абвера адмирал Вильгельм Канарис и заместитель фюрера по партии, второй человек в рейхе Рудольф Гесс.

Гитлер верил в могущественное воздействие звезд, требовал свой ежедневный гороскоп и принимал советы своего астролога. Известны имена наиболее влиятельных лиц, оказывавших Гитлеру эти сверхъестественные услуги: астрологи и маги Эрик Ханус- сен, Вильгельм Вульф, Карл Крафт и загадочная карточная гадалка фрау Эльза фон Кобург.

Крафт был именно тем человеком, который указал Гитлеру наиболее благоприятное, с астрологической точки зрения, время для начала мировой войны в 1939 г., а также агрессии против Франции в 1940 г. Негативный прогноз Крафта о том, как закончится война против СССР, страшно не понравился Гитлеру. Крафт был схвачен, его пытали, а затем бросили в один из лагерей смерти, где он был заживо сожжен. О том, как закончил свои дни Гитлер, известно всем.

Прислушайся он к советам астролога — возможно, все сложилось бы иначе. А вот соратник Гитлера Гесс к прогнозам Крафта прислушался. Именно этим современные астрологи объясняют то, что еще в 1941 г., когда Третий рейх был на подъеме, Гесс сдался в плен английским властям. Этим он смог сохранить себе жизнь. Ее остаток, правда, после Нюрнбергского процесса Гесс провел в тюрьме.

После Второй мировой войны западная астрология не прекращала своего бурного развития. В наши дни проводятся глубокие статистические исследования, внедряются достижения компьютерной науки, издаются бесчисленные труды и специальные журналы. К астрологическим советам прислушиваются политики и бизнесмены, звезды экрана и домохозяйки.


Вам Понравилась Эта Статья? Пожалуйста, Поделитесь С Друзьями!


Вас Также Может Заинтересовать:

Почитайте наши настоящие гороскопы, а не с "Желтой прессы"

Обратите внимания на наши украшения - браслеты, из натуральных камней с применением астроминералогии в сочетании с астрологией под ваши задачи и нужды. О наших работах в создании браслетов нет плохих отзывов!

Настоящая совместимость в любви и характере для вашего знака зодиака.

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0